Редактор интернет-журнала Wired Джейсон Танз опубликовал в своей колонке размышления о том, почему мы до сих пор так боимся позволить миру веб-технологий ворваться свежей волной в школьные классы.
Мы с удовольствием сами пользуемся социальными сетями, в том числе и для рабочих нужд, устанавливаем на смартфоны мессенджеры, чтобы всегда быть на связи, спокойно отправляем данные о своём местоположении сервису Яндекс.пробки. Но как только на сцену выходят школьники, все эти удобные приложения и сервисы в наших глазах превращаются в жуткие Оруэлловские орудия тотального контроля либо в рассадники порока и рекламы. Мы не хотим позволить детям, а уж тем более организованно позволять школам пользоваться тем, чем пользуемся сами каждый день. В чём дело?
ПАНИКА ПО ПОВОДУ СБОРА ДАННЫХ
Здесь достаточно вспомнить в качестве примера InBloom. Это был яркий и амбициозный некоммерческий образовательный проект, получивший поддержку в размере 100 миллиона долларов от Фонда Билла и Мелинды Гейтс, а также от Карнеги Корпорейшн. Цель проекта состояла в сборе и организации огромного количества данных об успеваемости и учебном прогрессе учащихся каждой школы и предоставления доступа к ним учителям, чтобы на основе этой информации предлагать персонализированное обучение каждому ученику.
Разразился грандиозный скандал: встревоженные родители увидели в попытке сбора таких данных настоящее око Большого Брата, которому будет доступна вся личная информация — начиная от номера страховки и заканчивая семейным положением родителей. В апреле прошлого года в штате Нью-Йорк был принят законопроект, запрещающий государственным образовательным организациям передавать данные учащихся сторонним контрагентам. Вскоре компания InBloom объявила о прекращении своего существования.
История с InBloom — каноничный пример того, какое влияние может оказать на внедрение технологий массовая паника, в данном случае родительская. Энтузиасты сферы образовательных технологий считают, что все разговоры о невообразимой опасности, в которой оказываются наши личные данные, сильно преувеличены. Бести Коркоран, основатель ресурса EdSurge, пишущего материалы для учителей и разработчиков новых образовательных технологий, говорит:
Подавляющее большинство образовательных стартапов совсем не планирует продавать кому-то наши данные. Это вообще не является приоритетной бизнес-моделью подобных компаний.
ДЕТИ — ЭТО СВЯТОЕ
Давайте будем честны. Если бы мы с самого начала настолько заботились о приватности собственных данных, интернет в том виде, в каком мы его знаем сейчас, просто бы не существовал. Множество инноваций последних десятилетий основано именно на нашей готовности слепо доверить Google всю информацию о посещаемых нами веб-страницах, размещать семейные фото в своём профиле на Facebook, делиться мыслями в Twitter и давать доступ мобильным приложениям к данным о нашем местоположении.
Вот почему образовательные технологии внедряются настолько сложно. Наш разум говорит нам, что технологии действительно могут изменить образование к лучшему; но глубинные страхи шепчут: «не трогай, пока всё работает, от беды подальше». Мы не знаем, к чему приведёт любое более-менее ответственное решение, которое затронет сферу воспитания сотен тысяч, а то и миллионов детей. Мы не хотим брать на себя такую ответственность. Именно поэтому мы отмахиваемся даже от таких безобидных на первый взгляд шагов, как использование мессенджера в школе.
Похожая инициатива провалилась и в России. Все что связано с обучением и детьми вообще, часто воспринимается сразу в штыки. Об этом можете почитать в статье Слоган «Лучше мы, чем ФСБ», слежка за детьми в социальных сетях. Почему инициатива SocialDataHub провалилась?
Отправить ответ