Перевод замечательной статьи It’s Time for Digital Products to Start Empowering Us

It's Time for Digital Products to Start Empowering Us
It’s Time for Digital Products to Start Empowering Us

Цифровой мир в том виде, в котором мы его создали, истощает нас. Используемые нами продукты и сервисы похожи на нуждающихся друзей: они требовательны. Но мы не можем их бросить, поскольку зависим друг от друга. Нашим продуктам постоянно нужны наши данные, файлы, фотографии, посты, друзья, автомобили и дома. Им нужна каждая секунда нашего внимания.

Да, цифровые продукты улучшили способы выполнения задач людьми, но сейчас становится всё более очевидным, что одной лишь полезности недостаточно. Взаимодействие с ними всё чаще вызывает чувство подавленности, депрессии и разочарования вместо чувства уверенности и контроля. Наши данные и активности добываются и используются без какой-либо компенсации или прозрачности. Наше внимание ограничено постоянными уведомлениями. Наш выбор ограничен алгоритмами, которые диктуют, что нам смотреть. Мы даже не можем отключить наши устройства, потому что утратили способность устоять против них.

Мы отмахиваемся от этого, потому что мы подменили расширение возможностей полезностью. Мы заверяем себя в том, что мы владеем своей жизнью, в любом месте, где мы останавливаемся, чтобы узнать последние новости от друга, найти отличную статью или заказать доставку продуктов. Это лишь некоторые из небольших аспектов чистой полезности, которые мы приучились путать с властью над своей жизнью.

В течение десятилетий мы разрешали компаниям встраиваться в нашу жизнь. Эта тенденция, движимая сочетанием близости и доступности данных, особенно усилилась в последнее десятилетие.

Все наши действия в сети сейчас отслеживаются. До прихода интернета в нашу жизнь такой уровень детализации данных был недостижим. В первые годы существования интернета компании начали использовать предпочтения пользователей для таргетинговой рекламы и управления своим бизнесом.

В первые годы интернета ещё была степень разделения — мы просто не проводили так много времени за нашими компьютерами. Затем появился смартфон.

Смартфоны создали некогда невообразимый уровень близости между клиентами и компаниями. Эта постоянная связь значительно увеличила время, проводимое нами в интернете. И теперь вдруг компании могут связаться с нами напрямую в любое время и в любом месте.

Это может выглядеть как будущее, но это не так.

Как всегда бывает, когда одна компания разрабатывает выигрышную стратегию и все следуют её примеру. Сейчас компании проповедуют ориентированный на пользователя дизайн, но создаваемые ими продукты часто основаны на прибыли от пользователей, а не на их функционале.

Дизайнерам цифровых продуктов придётся переосмыслить:

  • Как рассматриваются роли пользователей в жизненном цикле продуктов. Если ценность продукта определяется активностью или данными его пользователей, то эти пользователи не клиенты, а деловые партнеры.
  • Сбор данных, манипулирование и прозрачность. Мы должны сосредоточить внимание не на бизнесе, а на пользователях, как на владельцах своих данных.
  • Стремление к постоянному участию. Умышленное манипулирование человеческой психологией с целью зацепить людей — хищная деловая практика. Нам нужны этические стандарты того, как мы влияем на людское поведение.
  • Модель монетизации. Бизнес-модели, которые зависят от заданного уровня вовлечённости пользователей, являются неустойчивыми.
  • Как создатели контента получают вознаграждение. Платформа не должна извлекать выгоду из творений своих пользователей.
  • Алгоритмы и искусственный интеллект. Нам нужны этические нормы того, как мы манипулируем тем, что показывать людям.
  • Роль наших продуктов в жизни наших пользователей. Жизни людей не крутятся вокруг наших продуктов — они составляют лишь малую её часть.

Также придётся сломать нашу одержимость решениями, основанными на возможностях экрана. Хотя экраны вряд ли когда-либо исчезнут полностью, они стали опорой — путём наименьшего сопротивления. Если есть проблема, которую нужно решить, разработчики продукта думают, что всё, что им нужно сделать, — это создать приложение. Эта одержимость привела к появлению целой индустрии «выращивания» UX-дизайнеров, которая плодит всё новых дизайнеров приложений. Из-за этого большинство приложений выглядят одинаково. 

Экраны просты и при этом коварны. Они убедили нас, что постоянная вовлечённость — это норма и критерий успеха. Убедили за счёт того, что требуют внимания и полного погружения. А это, в свою очередь, породило появление огромных объемов данных, из которых выросли бизнес-метрики вроде «минуты, проведённые в приложении», «время задержки при просмотре», «просмотренные страницы» и «время чтения». 

Мы никогда не хотели быть прикованными к технологиям. Это не то будущее, которое мы обещали себе.

Пока мы продолжаем разрабатывать решения, которые требуют полного нашего погружения, будет почти невозможно вырваться из парадигмы «лишающего сил продукта». Слишком часто наша одержимость экраном не позволяет нам даже подумать о многих других творческих и мощных способах использования возможностей интернета.

Некоторые указывают на дополненную реальность в качестве следующего этапа. AR преподносится как нечто революционное и новое, хотя по факту это тот же самый экран, но в другом месте. Это следующий шаг в гонке к сокращению расстояния уведомлений до наших глаз. И это совсем не расширение возможностей.

Продукты для расширения возможностей не должны нарушать ритм нашей жизни. Автомобиль — отличный пример. Это значительное улучшение нашей способности путешествовать, и у нас есть право (за исключением некоторых основных правил безопасности) использовать её по своему усмотрению. Автомобиль нам послушен и он нам не мешает: мы пользуемся им лишь тогда, когда это действительно нужно.

Это должно быть нашей новой дизайнерской мантрой: мы пользуемся продуктом только тогда, когда когда нам нужно, и он не отвлекает нас, когда мы в нём не нуждаемся.

Если я смогу спросить свой холодильник, находясь в магазине, есть ли у нас молоко, прежде чем куплю ещё, у меня будет больше возможностей управлять своей жизнью. Но если этот «умный» холодильник также отслеживает мои предпочтения в еде и направляет их в Amazon, чтобы тот мог спамить на мой телефон уведомлениями в духе «есть специальное предложение на соевое молоко», то мы вернёмся к тому, с чего начали.

Вывод: нужно изменить наше представление о способе достижения «полезности» технологиями, иначе скоро любым решением проблем будет снова прикрутить монитор куда-то.