Модель GROW
26.01.2024

Модель GROW

Автор: topchik

Модель «GROW» — методика достижения целей. Впервые появилась в Великобритании в 1980 году. С тех пор активно развивается и используется в коучинге.

Модель (процесс) GROW — это простой метод задания целей и решения проблем. Она была разработана в Великобритании и использовалась для корпоративного обучения в конце 1980-х и 1990-х гг.

На авторство модели претендуют различные специалисты, однако считается, что значительный вклад был внесен Александром Грэмом, Аланом Файном и Джоном Уитмором. Модель GROW также упоминается в книге «Дао мотивации» Макса Ландсберга. Аналогичные модели используются в семейной терапии и обучении детей (например, WOOP Габриэль Оттинген).

Развивали и улучшали модель такие коучи, как Грехам Александр, Алан Файн, Макс Ландсберг, сер Джон Уитмор, Майлз Дауни.

Модель GROW можно накладывать любые знания и навыки, однако основной процесс остается неизменным. Коуч может задавать различные вопросы на любом этапе, и его мастерство заключается именно в том, чтобы правильно и вовремя их задать.

Создатели модели GROW и принципа внутренней игры утверждают, что многие люди не могут достичь своих целей, потому что не учатся на своих ошибках и не знают, что уже владеют информацией, способной им помочь.

GROW – это аббревиатура от названий четырех этапов – Goal (Цель), Reality(Реальность), Options (Варианты) и Will (Намерение). Пройдя через все четыре этапа, вы повысите осознанность и понимание:

  • Того, к чему стремитесь,
  • Текущей ситуации и своих убеждений,
  • Своих возможностей и ресурсов,
  • Действий, которые хотите предпринять для достижения личных и профессиональных целей.
Модель GROW

1 этап – G (Goal)

Этап постановки цели
На этом этапе важно определить, чего именно вы хотите достичь.

Задайте вопросы:

  • Чего ты хочешь?
  • Какой результат будет для тебя наилучшим?
  • Как ты поймешь, что это именно тот результат, к которому ты шёл?
  • По каким критериям будешь оценивать успешность достижения результата?
  • Что важно для тебя в достижении этой цели?
  • Как достижение цели повлияет на все сферы твоей жизни?
  • Что произойдет, когда ты достигнешь результата?
  • Что скажут тебе окружающие люди?
  • Что ты получишь из того, чего у тебя нет сейчас?

Рекомендация: Цель необходимо сформулировать максимально конкретно. Но задача этого этапа – не только в постановке цели, но и в повышении осознанности, для чего вы хотите её достичь и что вам это даст. Чем тщательнее вы проработаете этот этап, тем меньше вероятность испытать разочарование после достижения цели. 
Помните, что как бы конкретно и тщательно вы ни прописывали желаемый результат, детали могут меняться. Возможно, вы что-то добавите или уберете после этапа обзора реальности. Это нормально.

2 этап – R (Reality)

Этап обзора реальности
Цель этого этапа – понять, что у вас есть сейчас.

Задайте вопросы:

  • Что сейчас происходит?
  • Что тебя больше всего волнует?
  • По десятибалльной шкале, если 10 – это идеальная ситуация, на каком балле ты находишься сейчас?
  • А на каком балле ты хотел бы находиться?
  • Что ты чувствуешь при этом?
  • Как то, что сейчас происходит, влияет на другие сферы твоей жизни?
  • Кто еще вовлечен в ситуацию?
  • Что ты уже успел сделать и делаешь для решения этого вопроса?
  • Какие ресурсы есть?
  • Какие факторы повлияли на твое решение?

Рекомендация: На этом этапе особенно высок риск ухода в самокритику и негативную оценку. На вопрос «Что сейчас происходит?» сам собой может появиться ответ «Я ленюсь», или «Я опять не смог соблюсти все сроки», или «Я застрял и постоянно торможу». Если ловите себя на аналогичных ответах, спрашивайте себя: «На основании каких фактов я делаю такие суждения?», «Как конкретно проявляется моя лень?», «Какие конкретно сроки при каких обстоятельствах я не смог соблюсти?», «Какие факты свидетельствуют о том, что я застрял и торможу?», «Что значит постоянно»? Задача – не скатиться в суждения, критику и оправдания, а повысить осознанность и понимание текущей ситуации без эмоций, основываясь исключительно на фактах.

3 этап – O (Options)

Этап обзора возможностей
Цель этого этапа –посмотреть, какие варианты возможны.

Задайте вопросы:

  • Что можно сделать для изменения ситуации?
  • Какие есть варианты?
  • А какие есть альтернативы?
  • А еще? А еще? А еще?
  • А если бы что-то еще могло быть как вариант, что бы это было?
  • А что, если бы у тебя были все ресурсы для решения вопроса, что бы ты сделал?
  • Кто мог бы помочь тебе в решении этого вопроса?
  • Где бы ты мог найти информацию?
  • А что бы ты посоветовал сделать другому на своем месте?
  • Какие из выбранных вариантов тебе больше нравятся?

Рекомендация: На этом этапе пользуйтесь правилами, используемым при мозговом штурме:
Максимальное количество идей без любых ограничений,
Принимаются даже фантастические, абсурдные и нестандартные идеи,
Идеи можно и нужно комбинировать и улучшать,
Не должно быть никакой критики или оценивания предлагаемых идей.

4 этап – W (Will)

Этап выбора действий
Цель этапа – определить конкретные действия и первый шаг.

Задайте вопросы:

  • Что ты будешь делать?
  • Как ты это будешь делать?
  • Каким будет твой первый шаг?
  • Когда ты это сделаешь?
  • Есть ли что-то, что необходимо учесть перед тем, как приступить к действию?
  • Достигнешь ли ты при этом своей цели?
  • Какая поддержка тебе нужна?
  • Какие возможны препятствия на пути?
  • Как ты оценишь по шкале от 1 до 10 степень уверенности в том, что ты это сделаешь?

Рекомендация: Не зря в оригинале используется слово Will, хотя в некоторых адаптированных источниках вы можете найти W от What to do. Will переводится как воля, желание, твердое намерение, а также энергия, энтузиазм и отношение. То есть это не просто действие или шаг, это то, что полностью отзывается в вас, то, во что вы верите. НЕ говорите: «Я должен», «Мне нужно», говорите: «Я хочу, «Мне важно это сделать». Ведь за вашим решением стоит не что-то навязанное извне. Это ваше и только ваше волеизъявление. Вы знаете, для чего вы это делаете, что вам это даст, и полностью принимаете на себя ответственность.

Для тех, кто предпочитает русские термины, можно использовать аббревиатуру РОСТ:
Р – расстановка целей,
О – обследование,
С – список возможностей,
Т – то, что важно сделать.

GЦель ( Goal)Цель — то, к чему стремится клиент. Самое важное тут, определить условие выполнения цели и момент, когда цель будет достигнута.
RРеальность( Reality)Те условия, в которые находится клиент сейчас и как далеко он от цели.
OПрепятствия ( Obstacles)Варианты ( Options)Определение препятствий, которые мешают достижению цели.После определения препятствий, клиенту необходимо определиться с тем, как с ними бороться, то есть определить варианты борьбы с ними, которые позволят приблизится к цели.
WПлан действий (Way Forward)После определения вариантов борьбы с препятствиями, клиенту предлагают составить план действий, который приведет к достижению цели.

Внедрив модель GROW в свой инструментарий работы с целями, вы добьетесь еще большей осознанности и ясности, сможете эффективнее принимать решения и выбирать наиболее верные и экологичные способы действий как в близкой, так и в дальней перспективе. И всё это на фоне повышения уверенности в себе и роста мотивации, которые неизбежно случаются со всеми, кто грамотно использует данный инструмент.

Внутренней игры и GROW утверждают, что клиенты не могут достичь цели из-за неумения изучать проблему, изучать обстоятельства которые помогают или препятствуют достижению цели и без этого не умеют составлять план действий.

Пример

Этот простой пример наглядно демонстрирует процесс использования модели GROW для достижения целей. Предположим, что человек хочет сбросить вес: «Через три месяца я хочу весить 80 кг и удерживать его на этом уровне». Чем искренне сформулирована цель (G), тем больше она значит для человека и тем вероятнее он приложит все усилия, чтобы ее достичь.

Подход GROW подразумевает, что реальность (R) — это текущий вес человека. Коуч должен определить препятствия (О), задав наводящие вопросы о том, что происходит, когда человек пытается сбросить вес. Вопросы могут быть такими:

Вам уже удавалось похудеть раньше? Что этому способствовало?

В чем разница между состоянием, когда вам удается удерживать вес, и состоянием, когда вы набираете его вновь?

Что нужно изменить для того, чтобы гарантированно сбросить вес и больше не набирать его?

Если человек честно отвечает на эти вопросы, он сам понимает, какие принципы похудения работают, а такие нет, и создает потенциал для будущих изменений. После этого он сможет разработать стратегию действий — например, найти поддержку в лице родных, выбрать диету или режим физических нагрузок.

Узнав, какие принципы являются эффективными, человек может определить дальнейшие шаги (W), которые описывают, что он будет делать для достижения цели в краткосрочной перспективе — например, обратится за помощью к конкретному человеку или купит другой набор продуктов на неделю.

Модель GROW очень четко определяет источник проблем с точки зрения коуча. Для того, чтобы проблема существовала, необходимо выполнить два условия. Прежде всего, у клиента должна быть цель, а также нечто, что препятствует достижению этой цели. При использовании модели GROW задача автоматически делится на две части.

Эти принципы можно применять вне зависимости от сути проблемы. С помощью GROW можно решать технические задачи, выстраивать стратегии и межличностные отношения. Модель можно использовать для группы лиц, которые пытаются решить одну и ту же задачу или достичь общей цели.

Для написания статьи использовались материалы из книги «Коучинг высокой эффективности» Джон Уитмор, МАК Международная академия корпоративного управления и бизнеса, Москва,2008, а также материалы официального сайта компании Performance consultants, основателем которой является Сэр Джон Уитмор